Зигзаги судьбы

На мой взгляд, есть достаточно поводов, чтобы рассказать об этой женщине – Евдокии Ефремовне Куперман. Во-первых, ей на днях исполнилось 88 лет, что уже заслуживает уважения. Недавнее 22 июня снова напомнило нам о жертвах и ужасах Второй мировой войны, и это в полной мере сказалось на ее судьбе.

А ещё она — из новеньких репатриантов. Но уже успела всем сердцем полюбить Израиль.

…Когда я увидела в Музее героизма еврейского народа эту аккуратную маленькую женщину с живыми глазами, в кокетливой шляпке, почему-то подумала: наверное, артистка…

Позже, когда мы встретились у неё дома, Евдокия Ефремовна Куперман призналась, что в детстве мечтала о театре. Любила выступать на сцене, читать стихи, петь.

И уже в «золотом возрасте» не только играла в театральной студии в Северодонецке, но и ставила знаменитую «Поминальную молитву» Шолом-Алейхема.

Кстати, любовь к этому еврейскому писателю не случайна. Когда началась Великая Отечественная война, Дусе было 10 лет. Отец отвечал за эвакуацию важных документов и не мог уехать. И семью отправил из города в последний момент, когда уже рядом шли бои.

Милый город детства Станиславчик превратился в еврейское гетто, а мать Дуси с детьми попала в концлагерь в Затишье.

И если бы не настойчивость и сбережения дедушки, который в буквальном смысле выкупил их у румын, неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашей героини.

Когда пришли немцы, книги из школы выбросили на улицу. Люди подобрали те, что можно было читать на русском и украинском языках, а на идиш никто не брал.

Так в доме появились книги Шолом-Алейхема, по которым дедушка учил внучку читать на идиш…

После школы Евдокия хотела поступить в педагогический институт, но это удалось только в 1953 году: мешали еврейское происхождение и строчка в анкете о пребывании на временно оккупированной территории.

Но педагогом она все-таки стала и отдала этой профессии полвека.

Когда материал о Е.Е. Куперман был опубликован в городской газете, меня нашла неизвестная женщина и попросила ее телефон:

— Это же наш классный руководитель, наша любимая Дусечка! – слышался в телефоне её взволнованный голос. – Какое счастье, что мы сможем теперь часто видеться!
Наше общение с Евдокией Ефремовной было лёгким и даже романтичным, когда она рассказывала о своем скоротечном и бурном романе с будущим вторым мужем, чью фамилию она носит.

Немолодые уже люди пережили прекрасные моменты ухаживания, жених мягко проявил настойчивость и увёз будущую жену в свой город, где пользовался большим авторитетом.

Необычно познакомившись, они очень быстро расписались и оказалось, что встретились те самые две половинки, о которых вспоминают, рассказывая о счастливых семьях.

И тридцать лет совместной жизни только подтвердили это…

Евдокия Ефремовна Куперман в Израиле совсем недавно, но уже успела проникнуться духом страны и полюбить её.

В Израиле собралось уже четыре десятка ее родственников. Наша героиня живет в семье дочери Сюзанны, которая приехала чуть позже, окружена любовью и почтением.

Дочь и сын, четыре внука и пять правнуков, долгая активная и творческая жизнь — чего еще можно желать в 88 лет! Именно столько исполнилось Евдокии Ефремовне Куперман 18 июня. Остается только пожелать: до 120!

Галина Каширина
Фото автора и из семейного архива героини

———-


Фоторепортажи на нашей странице Новости Кармиэля на Фeйсбуке

Check Also

Новый руководитель Музея

Николай Ходосов прислал в редакцию фотографии с изображениями жителей города разного возраста и разного периода. …

  • RSS