«Есть два рода фильмов о молодежи, два рода правды, — говорит киновед Илья Каган, открывая очередное заседание клуба «Кино без попокорна», — в одном ряду фильмы типа подниекского «Легко ли быть молодым», где отстаивается настолько серьезная правда, что ни шагу назад.
В другом ряду тоже правда, но это, так сказать, «правда-лайт». Есть же «Кока-Кола» и «Кока-Лайт»?
Это фильмы типа «Доживем до понедельника» или «Чужие письма», где хорошее борется с еще более хорошим, ну, пусть, с недостаточно хорошим».
Классическим и, возможно, лучшим из этого ряда, Каган считает культовый фильм К.Шахназарова конца 80-х «Курьер».
Именно «Курьер», — полагает И.Каган, вдохновил Оксану Карас, режиссера фильма «Хороший мальчик», который был предложен этим вечером кармиэльскому киноклубу.
Этот фильм стал призером «Кинотавра», жюри которого вздохнуло с облегчением, что имеет дело с достаточно простым и ясным фильмом безо всякой зауми.
Чтобы зрители не слишком расслаблялись, председатель Киноклуба Игорь Шприц вернул зал к теме общения с подростками, к трудностям этого общения.
«Есть несколько правил общения с вашими детьми или внуками», — напомнил Игорь Шприц и начал с первого правила, которое звучит примерно так: прежде чем начать такое общение, сначала займитесь собой, подумайте, кто вы, зачем вы, каково ваше предназначение в этом мире.
Правило второе: вдохните глубже…
Зрители, которых собралось на удивление много, вдохнули поглубже и приготовились смотреть.
В общем и целом, фильм оправдал классификацию, которую дал ему Илья Каган, он легко смотрится и от него остается хорошее настроение.
Есть узнаваемые кино цитаты: как и в «Курьере», в конце танцуют брейк-данс, как и в «Окне в Париж», в одной из кульминаций подростки замечательно танцуют массовый танец.
Однако, как раз в этих моментах «Хороший мальчик» проигрывает своим предшественникам, там экзистенциальный смысл этих сцен гораздо глубже, в них содержится некое послание, тогда как у Карас эти сцены — приятная красивость.
В «Окне в Париж» детский массовый танец — кульминация восторга освобождения от советской несвободы, в этом танце — радость осознания, что танцующие сбросили с себя пожухлую кожуру и открылись космосу.
Герой «Курьера» к финалу фильма завершает свой «земной путь», буйное отрочество закончилось, пора в армию, он скоро уходит, уходит в армейскую неизвестность, а тем временем он смотрит на юношей, бесшабашно танцующих брейк в городском дворе, и можно было бы этим безмятежно любоваться, но герой уже внутренне не с ними, он томящим предчувствием уже в армии, а встречной фигурой судьбы оттуда — сержант-дембель, который также подошел посмотреть на великолепный брейк, и за его спиной — мрачная тень Афгана.
Тогда мы, зрители еще не осознавали, что в советскую эпоху взрослением назывался непосредственный переход из детского состояния в государственно-патриотическое, которое ошибочно и принималось за взрослость.
Большинство из нас тогда плохо понимали, что настоящая взрослость — это способность принимать самостоятельные решения, а не право дорасти до пешки в лапах государства.
Герой «Хорошего мальчика» — это именно новый тип человека, это альтернатива героям милых и уютных советских фильмов.
Коля Смирнов (Семен Трескунов) тоже нормальный шалопай, он болтает на уроках, он что-то очень неправильное то ли нюхает, то ли курит, его напрягают отношения в собственной семье и тому подобное.
Однако у него есть два боговдохновенных таланта, которые его радикально отличают от его кино-предшественников.
Во-первых, извините за выражение, это удивительная нравственная чистота. Что бы он ни проделывал, что бы он ни пробовал, от наркотиков до азартных игр, — это все остается просто экспериментами с окружающей средой, экспериментами, которые ставятся как бы между прочим, просто потому, что так легла карта, а не потому, что в них есть потребность. Никаких несмываемых следов все эти опыты в жизни Коли не оставляют.
Во-вторых, и это самое главное — это способность принимать решения и совершать поступки. То самое качество, которое делает человека взрослым независимо от его возраста.
Собственно, весь фильм — это история решений и поступков главного героя, иногда спонтанных, иногда серьезно обдуманных.
Кое-какие его поступки ни в какие ворота не лезут и реально «фраппируют» зрителя, как, например, пускание в лицо директору школы перцового газа, но мы понимаем, что даже за таким безобразием скрывается не злой умысел, а незнание, как иначе наказать предателя.
В итоге, зрителю, как ни странно, за нашего героя не стыдно.
В этом смысле у героя Семена Трескунова есть очевидный прародич, это Холден Колфилд — герой Сэллинджеровского «Над пропастью во ржи».
Безграничное обаяние обоих персонажей — в уникальном сочетании почти детской нравственной чистоты с очень взрослой способностью принимать решения и совершать поступки. Это внутренне очень самостоятельные люди, которые рождают восхищение и зависть.
До чего это непохоже на тот мутный кисель, которым является жизнь большинства реальных школьников и реальных «взрослых», кисель без формы и без берегов, который перетекает из сегодня в завтра, как он перетек из вчера в сегодня, оставляя вместо жизни какое-то смазанное пятно.
Коля нередко бывает не прав в своих поступках, потому что от него закрыта часть поляны, часть мира взрослых интриг, но в пределах своего знания каждый его поступок нравственно безупречен. По мере движения сюжета он узнает прежде закрытое, его видение расширяется, но несмотря на обнаружившуюся многомерность ситуаций, нравственное чувство побуждает Колю и в такой ситуации совершить единственно верный поступок.
* * *
Фильм «Хороший мальчик» вышел в 2016 году, но Оксана Карас получила сценарий и приняла решение снимать еще в 2010 году. Тогда же пришел пробоваться на роль и Семен Трескунов, и Оксана именно в нем однозначно увидела исполнителя главной роли.
Штука была в том, что Семен родился в ноябре 1999 года и ему тогда было только 11 лет. Оксана слегка растерялась, но Семен ей твердо сказал: «Летом я буду на специальной диете и займусь спортом и к осени прибавлю 5 сантиметров».
Именно так, подумала Оксана, ей должен был бы ответить герой фильма, и она перестала колебаться. «Кто же «хороший мальчик»? — спрашивает Оксана, да это он есть, Семен Трескунов».
Заметим, что к сегодняшнему дню Семен Трескунов снялся в 14 фильмах.
* * *
Только пусть читатель не думает, что весь фильм — это святочная и нравоучительная история.
Начнем с того, что почти все его герои, кроме пары благонравных жен, всерьез запутались — даже не треугольниках, а в многоугольниках своих любовных похождений или хотя бы любовных чувств.
Собственно, именно через их дебри пробирается наш главный герой.
Кроме того, «детишкам», так сказать, по фильму не больше, чем 15-16 лет, и занимаются они далеко не только друг другом, в упомянутых многоугольниках перепутались и отроки с отроковицами, и вполне зрелые персонажи.
«Это чисто американский фильм, — заметил мне один зритель, — такие там пачками показывают домохозяйкам до 12 дня».
Боюсь, что мой уважаемый собеседник все-таки неправ.
Когда молодая (и очень красивая, заметим) учительница по собственному почину целует в губы пятнадцатилетнего главного героя, угостив его перед тем вином, благо все происходит у нее дома, и лишь случайности мешают развитию ситуации, то понимаешь, что после такого кунштюка только благодаря неподражаемой анархии российской жизни мы можем продолжать наслаждаться тонкостями и нюансами человеческих отношений, оставаясь в жанре лирической комедии.
А вот в очень моральной Америке наш фильм обязан был бы сменить жанр, на типа «из зала суда», где содержание свелось бы исключительно к полицейско-судебной расправе над аморальной учительницей, а также над директором школы, который сводил своего ученика в подпольное казино, а заодно над отцом главного героя, который ставит «научные» эксперименты над своей семьей, и где хэппи-энд состоял бы в приговоре половины героев фильма к многолетнему тюремному заключению.
Однако, невзирая ни на какой режим, рядовому человеку удается встречаться с государством гораздо реже, чем тому хотелось бы.
Это удается не только в искусстве, но даже в жизни, а в искусстве сам жанр помогает создавать проталины, где «мрачная действительность» развеивается как морок, где дышишь полной грудью, где есть место и «Веселым ребятам», и сердитому Антону Ивановичу. «Хороший мальчик» именно такой фильм, это прекрасная альтернатива не менее захватывающим историям про «плохих парней».
Игорь Жордан
Кармиэль
4 февраля 2017 года
——————
Фоторепортажи на нашей странице Новости Кармиэля на Фeйсбуке
НА ВСЕ СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ купить билеты в кассе «Браво»