В минувший четверг, 9 июля, в помещении «Бейт оле» Дворца культуры Гейхал-а-Тарбут под аплодисменты зрителей ведущий И.Шприц объявил, что мы присутствуем на юбилейном вечере: кармиэльскому киноклубу исполнился год.
Киноклуб «Кино без попкорна» открылся 17 июля 2014 года, когда, по выражению руководителя Управления абсорбции муниципалитета Светланы Розенталь, произнесшей вступительное слово, кармиэльцы «оторвались от изучения фронтовых сводок», чтобы насладиться настоящим кино. За символическую плату в 10 шекелей русскоязычные кармиэльцы раз в две недели могут посмотреть какой-нибудь из выдающихся шедевров мирового кино.
Своим существованием киноклуб в первую очередь обязан своему создателю и бессменному ведущему — Игорю Шприцу, репатриировавшемуся из Петербурга известному кинематографисту, писателю и сценаристу, который каждый раз предстает перед зрителями, облаченный в великолепный смокинг, к которому Игорь только меняет бабочки.
На первом заседании И.Шприц обещал представить зрителям фильмы из золотого кинофонда, классику, артхаус и лучшие израильские фильмы. Это обещание художественный совет клуба сдержал. На открытии был показан замечательный мюзикл «Моя прекрасная леди» по знаменитой пьесе Бернарда Шоу. «Выбор пал на этот фильма, поскольку исполнительнице главной роли — Одри Хепперн в тот год исполнилось бы 85 лет,» — объясняет Игорь. «Однако наша главная проблема, — продолжает И.Шприц, — это проблема отбора: прекрасных кинофильмов все-таки больше, чем вечеров в нашем распоряжении».
Над проблемой лучшего выбора ломает себе голову художественный совет клуба, в который помимо И.Шприца входит зав. кафедрой английского языка ОРТ Брауде Илья Каган и сотрудники мэрии Виктор Князев и Оскар Заславер. Иногда в этом помогают зрители, их пожелания. Сделать выбор иногда помогает возможность пригласить кого-то из деятелей русской, точнее, петербургской культуры, связавших свою судьбу с Кармиэлем. Перед фильмом «Окно в Париж» выступал его сценарист Аркадий Тигай, сокуровскую картину «Русский ковчег» сопровождали комментарии художницы фильма Натальи Кочергиной.
Для юбилейного показа Игорь Шприц выбрал новый, 2014 года, фильм Люка Бессона «Люси». Что же, выбор Бессона — это всегда беспроигрышный вариант.
Наверное, не я один раз в неделю сидел у телевизора, когда новый 9-й канал ТВ прошлой осенью давал ретроспективу фильмов Бессона. Наряду со знаменитыми лентами «Пятый элемент», «Жанна д’Арк» или «Леон» можно было увидеть не менее потрясающие, но менее знаменитые фильмы, например, «Голубая бездна».
Об этом фильме я вспомнил, когда киновед-любитель Илья Каган, заведующий кафедрой английского языка ОРТ-колледжа рассказал о жизни и творчестве Люка Бессона. Я впервые узнал, что в детстве и юности Бессон собирался стать кинооператором-подводником, чтобы снимать морских животных, но из-за травмы врачи запретили ему погружения. Тогда я начал лучше понимать глубину и страсть «Голубой бездны», в которой приключения двух ныряльщиков превращаются в трагическое и эпическое преклонение перед стихией океанских глубин.
Илья Каган подчеркнул, что фирменная черта Бессона как режиссера, — облачение гуманистической европейской мысли в блеск и трюки Голливуда.
Именно этот талант соединять вроде бы несоединимое и делает Бессона неотразимым.
Такой же предстает и лента «Люси», попавшая в список 10 лучших фильмов 2014 года. Фильм считается научно-фантастическим, поскольку в остро-приключенческой форме в нем рассказывается о возможностях человеческого мозга.
Раскрытый на полную мощность, он подчиняет себе время и пространство, а победа над свирепой мафией, которая преследует главную героиню, становится почти детской задачей.
Вот оно — контрабандное протаскивание идеи в оболочке голливудских приемов, как замечательно выразился Илья Каган.
Мне кажется, есть у Бессона еще один секрет необыкновенной притягательности его фильмов. Это сконцентрированная, химически-чистая, невероятная эротичность его героинь, причем без малейших попыток любовных похождений. Мила Йовович, юная Натали Портман или Скарлетт Йоханссон («Люси») по ходу действия концентрируют в себе энергию космического эроса, впитывают его и начинают им светиться. «Любовь — вот пятый элемент», — прямо нам втемяшивает Бессон, но мы привыкли, что любовь бывает либо плотская, либо духовная, и оттого мысль Бессона нам кажется банальной. Нет, не о любви как отношении двух людей, также не о «святой», асексуальной, духовной любви нам говорит Бессон. Мир пронизан эросом, — своей художественной символикой заявляет Бессон, — он разлит повсюду, подобно гравитации, но есть люди (юные девы — героини Бессона!), которые этот эрос умеют в себе концентрировать. Как вокруг солнц вращаются планеты, так и вокруг его героинь — эротических центров притяжения — начинает вращаться и мир, и действие в бессоновских фильмах. Так что на фильмы Бессона мы ходим отчасти как на пляж: погреться под солнцем любви.
Кармиэльский киноклуб, друзья, готовит вам еще много открытий.
Игорь Жордан
Фото автора
Фоторепортажи смотрите на нашей странице Новости Кармиэля на Фeйсбуке