С разрешения автора писателя и журналиста Анатолия Головкова публикуем его рассказ о трагедии
ГЕТТО В БАРЕ
Завтра в Израиле Йом а-Шоа, День памяти жертв Холокоста. Завоет сирена, замрет жизнь. Катастрофа коснулась каждой еврейской семьи.
Если б не случайная встреча в Кармиэле, не скоро — или вовсе никогда — не стало бы мне известно о последних часах прадеда и прабабушки. В городке Баре, оккупированном немцами и румынами.
Одна женщина прочла мое интервью местной газете, разыскала и показала книжку родственницы, Евгении Лернер «Повесть о страшном времени». Она издала ее на свои деньги. О гибели почти всей родни.
Сама Евгения Соломоновна выжила случайно, скитаясь по Транснистрии с сестрой, прячась от немцев. Но пуще – от местных полицаев, шуцманов.
Почему старики отказались уезжать? Они помнили немцев по Первой мировой, как «культурных». По рассказам моей тетки Розы, ни уговоры детей, собравшихся в Чимкент, ни письма с фронта внука, — ее брата и моего отца — не смогли их убедить.
Гетто устроили в декабре 1941-го. А 19 августа 1942 года стал самым черным днем в истории Бара: здесь расстреляли больше 3 тысяч евреев.
Их, собранных в городском театре, построили в колонну и повели.
Думаю, что старики Лернеры шли рядом с моими дедушкой Йонтелем и бабушкой Хаей-Миррой.
По Армадской дороге несчастных пригнали в поле, где военнопленные ночью выкопали ямы. Через ямы немцы набросили доски, по которым шли люди: Лернеры, Оксманы, Аксельроды, Зацы.
Их раздевали донага и расстреливали. С полудня до шести вечера…
На верхнем снимке — памятник жертвам Холокоста в Баре, создан на средства выживших узников гетто.
—————
Фоторепортажи на нашей странице Новости Кармиэля на Фeйсбуке
НА ВСЕ СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ купить билеты в кассе «Браво»