Среди тех немногих ветеранов, кто в канун Дня Победы получил памятную медаль «75 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» был и Соломон Вайс, вступивший в сотый год своей жизни…
Когда пять лет назад я писала о нем, Соломон Леонович Вайс сказал, что считает себя счастливым человеком. За свою долгую жизнь он мог погибнуть несчетное число раз, но, видимо, судьба благоволила к нему.
Сам Соломон считает, что он прожил три жизни: юность — в Польше, полвека — в Советском Союзе, почти три десятка лет — в Израиле.
Юность Соломона прошла в Перемышле, где он родился в состоятельной семье австрийского еврея.
Его отец Леон был адвокатом, владел несколькими европейскими языками, пользовался хорошей славой.
Семья жила в пятикомнатной квартире, мальчик получил хорошее образование, которое затем, уже после войны помогло ему поступить в Львовский строительный институт.
Повезло и в том, что при всей неблагонадежности семья не попала в жернова сталинских репрессий.
Все в одночасье рухнуло, когда началась Великая Отечественная война.

Уже 22 июня 1941 года старшие Вайсы, не питая никаких иллюзий, уехали в Киев, откуда затем эвакуировались в Казахстан. Однако это не спасло от смерти: голод и лишения убили родителей.
Подробности гибели братьев Шулека и Зиго и сестры Сальки, сожженной в Аушвице, стали известны уже в Израиле, куда он с женой репатриировался в 1991 году.
Всю информацию о них он нашел в Музее Холокоста «Яд-ваШем».
Выходит, повезло одному Соломону. В ноябре 1941 года он был призван в армию и попал в 288-й стрелковый полк.
Едва обученных бойцов бросили на передовую. И снова ему выпало уцелеть в кровопролитных боях, выйти раненым из окружения, которое едва не закончилось пленом.

Командование предложило Соломону, который выделялся среди других грамотностью, умением принимать решение в сложной ситуации, пройти офицерские курсы.
После учебы в 1943 году он вернулся на фронт уже младшим лейтенантом. Молодой офицер стал командиром зенитной батареи 4-го зенитного полка, перед которым стояла задача не дать немецким бомбардировщикам прорваться на освобожденные территории Западной Украины, Белоруссии, Польши.
А позже прикрывать от бомбежек советские части.
В составе родного полка Соломон воевал в Румынии, Венгрии, Восточной Пруссии. Боевые награды – орден Красной Звезды и медаль «За отвагу» — доказательство того, что молодой офицер-еврей был на самом переднем крае, наравне с рядовыми делил тяготы фронтовой жизни.
День Победы Соломон встретил под Кенигсбергом.
Строгий полковник примчался на велосипеде на полигон, чтобы прокричать слова, которых все ждали долгих четыре года: «Победа! Война закончилась!».
Для всех это значило, что они выжили, что можно остановиться, перевести дух, скоро увидеть потерянных родных и близких. Что больше не будут убивать…
Но для С. Вайса воинская служба закончилась только в 1947 году. Он вернулся во Львов, а через год встретил красавицу Фриду. Вместе прожили 48 лет.
Одно огорчение: Б-г не дал детей.
В 1991 году с женой Фридой он репатриировался в Израиль. И сегодня для Соломона Вайса главное место на планете – Святая земля. Он жив, окружен почетом, в декабре отметит свое 100-летие. С 99-летием ветерана торжественно поздравляла вице-мэр Кармиэля Таня Мазарская.
Живу за всех, — с непроходящей печалью и горечью говорит старый солдат.
Галина Каширина
Фото Н. Ходосова и из семейного архива
Горячие новости и фоторепортажи на нашей странице ФЕЙСБУК